Меню

Литовский бульвар

Проспекты

Севастопольский проспект Новоясеневский проспект

Бульвары

Литовский бульвар

Улицы

Айвазовского Вильнюсская Голубинская Инессы Арманд Паустовского Рокотова Тарусская Ясногорская

Проезды

Карамзина Одоевского Соловьиный

Найти на этой странице

Профсоюзная улица

Одной из главных магистралей юго-запада Москвы стала Профсоюзная улица, которая от станции метро Калужская проложена в 20-50 метрах восточнее Старой Калужской дороги, проходившей по водоразделу Сетуни и Городни с Битцей. Свое нынешнее название улица получила в 1958 году, когда 4-я Черемушкинская улица в честь 40-летия советских профсоюзов была переименована в Профсоюзную улицу. До 1967 года она начиналась от Ленинского проспекта за бывшей Калужской заставой, у современной площади Гагарина, Однако позднее, когда часть ее была переименована в проспект 60-летия Октября, она стала начинаться от площади Хо Ши Мина,
В далекие годы здесь через дремучие подмосковные боры пролегал древний путь на Калугу. По этой дороге подходили к Москве и отступали воины панской Польши, восставшие крестьяне, а поздней осенью 1812 года пыталась прорваться на юг России большая часть отступавшей из Москвы наполеоновской армии, но была вынуждена повернуть на разоренную ими же Смоленскую дорогу.
Профсоюзная улица от метро Коньково до Московской кольцевой автомобильной дороги служит границей между муниципальными районами Теплый Стан и Ясенево. Для этой, относящейся к району Ясенево, части улицы характерно то, что на ней нет жилых строений.
Москвичи уже давно привыкли видеть здесь, неподалеку от метро Теплый Стан, на левой стороне улицы, чудную арку "небесных" ворот, открывающую путь в усадьбу Узкое по лиственничной аллее. У въезда в старый парк усадьбы, против которого поднялись кварталы жилого массива Теплый Стан, в глубине, за декоративной решеткой, встали сложенные из красного кирпича стены необычного сооружения (улица Профсоюзная, 123). При известной доле фантазии его можно принять за древний замок с традиционным внутренним двором. Сходство усиливают и четыре башни - шахматные ладьи, примыкающие к каждой из сторон "замка". Это Палеонтологический институт и Палеонтологический музей имени Ю,А. Орлова Российской академии наук. Посещение данного музея вызывает у людей ощущение соприкосновения с тайнами и величием минувших эпох. Оригинальный проект здания был выполнен архитекторами Ю.Платоновым, В.Коганом, В.Нагих, Л.Яковенко. Проектировщики учли особенности экспозиции и фактор так называемой "музейной усталости". Палеонтологический музей был открыт для посетителей н 1987 году, Он входит в пятерку ведущих естественно-исторических музеев мира, а история его создания восходит к Кунсткамере Петра I. Отличительной особенностью музея является его декоративное оформление, представленное в 18 монументальных работах художников-анималистов. Весьма примечателен и первый экспонат, встречающий посетителя, - известковый монолит, кусок дна древнего моря, некогда шумевшего на этом месте. В музее более 5000 уникальных натурных объектов и 1500 графических реконструкции. Экспозиция нового музея расположена в 4-х залах, в которых отражены этапы развития жизни на земле. Экспозиция первого зала рассказывает об истории развития органического мира в докембрии и раннем палеозое (700-400 млн. лет назад), систематике беспозвоночных животных и растений. Зал позднего палеозоя посвящен низшим позвоночным - бесчелюстным рыбам, амфибиям и рептилиям, а также фаунистическим сообществам конца палеозоя-начала мезозоя (400-200 млн., лет назад). Зал кайнозоя посвящен высшему классу позвоночных - млекопитающим, расцвет которых начался около 60 млн. лет назад. Зал мезозоя рассказывает об органическом мире с позднего триаса до конца мела (200-70 млн. лет назад). Зал делит экспозицию на два яруса: верхний представляет разнообразие и эволюцию основных групп мезозойских животных, нижний почти полностью посвящен динозаврам.
Разнообразие экспонатов неизбежно будит фантазию каждого, кто с ними сталкивается. Окаменевшие останки давно исчезнувших видов животных, отпечатки растений, скелеты давно вымерших животных на фоне художественных произведений рождают образы минувших эпох. А в перспективе музея создание "Юрасик-парка" - размещение наиболее интересных экспонатов под открытым небом вдоль лиственничной аллеи, на месте бывших пустошей. Рассказывать о музее можно долго, но лучше - его посетить.
Если подняться выше по Профсоюзной улице, то слева возле станции метро Теплый стан, за зеленым деревянным забором, можно увидеть старые строения (дом 127), имеющие свою легендарную историю. Сейчас за этим забором находится Центр космической связи Морфлота (КОСПАС), а ранее это был центр связи с судами, проходившими по Северному морскому пути.
Северный морской путь (СМП) - главная судоходная магистраль России в Арктике, которая проходит по морям Северного Ледовитого океана и соединяет европейские и дальневосточные порты. Ее протяженность 5600 км от Карских Ворот до бухты Провидения. СМП впервые был пройден с запада на восток с одной зимовкой в пути в 1878-1879 годах шведской экспедицией А.Нордшельда. Одним из организаторов освоения СМП в России стал известный русский ученый, полярный исследователь, академик Отто Юльевич Шмидт (1891-1956), который впервые за одну навигацию прошел этот путь в 1932 году на судне "Сибиряков".
В 1932 году было создано Главное управление СМП (Главсевморпуть), которым и руководил О.Ю.Шмидт до 1939 года. А помещалось оно на Калужской дороге недалеко от любимого Отто Юльевичем Узкого, где сейчас находится КОС1 IAC. Вдоль дороги, между ее полотном и лесным массивом, начиная от въездных ворот в усадьбу Узкое и до Голубинских деревень, в то время располагалось антенное ноле. Просуществовал Глав-севморпуть до 1970 года. Впоследствии при Министерстве морского флота была учреждена Администрация СМП. Часть антенного поля передали другому учреждению - Главзолото.

В феврале 1936 года было принято решение о проведении воздушной экспедиции на Северный полюс для организации там дрейфующей полярной станции (СП-1). В состав экспедиции вошли - гидробиолог П.11.Ширшов, магнито-логастроном Е.К.Федоров, радист Э.Т.Кренкель. Подготовка и руководство экспедицией были возложены на И.Д.Папанина, к тому времени уже известного полярного исследователя.
Иван Дмитриевич Папанин, доктор географических наук, контр-адмирал, дважды Герой Советского Союза, родился 14(26) ноября 1894 года в Севастополе в семье матроса. Он принимал активное участие в гражданской войне на Украине и в Крыму. После ее окончания 10 лет работал в Наркомате связи, а в 1932-1935 годах возглавлял полярные станции в бухте Тихой на Земле Франца-Иосифа и на мысе Челюскинцев. С 1939 по 1946 годы - начальник Главсевморпути, а с 1951 года - начальник Отдела морских экспедиционных работ АН СССР.
Подготовка зимовки на СП-1 проходила быстро, но очень тщательно и в обстановке строжайшей секретности. Были разработаны специальное питание и необходимый ассортимент продуктов для зимовщиков. В него наряду со специально изготовленными концентратами входили также продукты, не подвергавшиеся никакой обработке, кроме сушки и прессовки. Все продукты упаковывались и запаивались в жестяные банки из расчета одна банка на 10 дней для четверых зимовщиков. Каждая банка весила 44 кг.
Основное внимание было уделено выбору палатки, в которой предстояло жить на полюсе. Она весила вместе с кроватями всего 53 кг и имела ширину 2,5 метра, длину 3,7 и высоту 2 метра. Проверка всего оборудования и снаряжения зимой 1936-1937 года проходила в пятистах метрах восточнее деревни Теплый Стан на антенном поле, где и была развернута палатка будущей дрейфующей станции С11-1. Место это было выбрано не случайно. Оно находилось на одном из самых высоких мест Москвы, на открытом пространстве Теплостанской возвышенности, и подвергалось воздействию шквальных зимних ветров. Жители соседних деревень и села Узкое в то время видели эту одинокую палатку в снегах на антенном поле. Испытания на природе позволили выявить и устранить в короткие сроки обнаруженные недочеты, что впоследствии положительно сказалось на жизни зимовщиков дрейфующей станции. Место это теперь застроено, а на территории КОСПАС до сих пор сохранился рубленый домик, в котором проживал И.Д.Папанин.
В начале 1937 года подготовка высокоширотной экспедиции закончилась. Для высадки ее на льдину были привлечены лучшие силы Полярной авиации: М.В.Водопьянов, В.С.Молоков, А.Д.Алексеев, И.П.Мазурук, П.Г.Головин и другие. Экспедиция стартовала 22 марта, и 21 мая первый самолет сел на льдину вблизи Северного полюса. Через несколько часов там была развернута станция СП-1, и четыре отважных исследователя Арктики - И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.К.Федоров, П.П.Ширшов начали дрейф на льдине. Он продолжался 270 суток. Из-за растрескивания льдины 19 февраля 1938 года станция "Северный полюс-1" была вынуждена завершить свою работу, и ее подняли на борт корабля, прибывшего для спасения людей. Страна с восхищением и гордостью встретила своих героев. Экспедиция внесла огромный вклад в развитие мировой науки. Теперь дрейфующие станции стали обычным явлением - н 80-х годах уже работали СП-22 (1973-1982), СП-25 (с 1981),

Hosted by uCoz